Авиационный компас. Значение авиационный компас в большой советской энциклопедии, бсэ. Назначение, принцип действия и устройство авиационных компасов

АВИАЦИОННЫЙ КОМПАС

компас, аэронавигационный прибор, указывающий пилоту курс самолёта относительно магнитного меридиана (магнитный компас, гиромагнитный компас), заданного направления (гирополукомпас) или направления на радиомаяк (радиокомпас, радиополукомпас) и относительно какого-либо небесного светила (астрономический компас) .

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АВИАЦИОННЫЙ КОМПАС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОМПАС в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне компас - означает, что Вы будете вынуждены вести борьбу ограниченными средствами, со связанными руками, делая таким образом …
  • КОМПАС в Справочнике Созвездий, латинских названий.
  • КОМПАС в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. Pyxis) созвездие Южного …
  • КОМПАС ЖУРН. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    научно-литературный журнал Морского кадетского корпуса; выходит на правах рукописи с марта 1905 г. по мере накопления статей, по возможности ежемесячно. …
  • КОМПАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОМПАС
    [голландское kompas] прибор для ориентирования относительно стран света на суше, на море и в воздухе; состоит из магнитной стрелки, вращающейся …
  • КОМПАС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. (у моряков компас) Прибор для определения стран света, намагниченная стрелка которого всегда указывает на север. Компасный - относящийся …
  • КОМПАС в Энциклопедическом словаре:
    , -а (у моряков компас, -а), м. Прибор для определения стран света (сторон горизонта). Магнитный к. (с намагниченной стрелкой, всегда …
  • КОМПАС
    ЌОМПАС (лат. Pyxis), созвездие Юж. …
  • КОМПАС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌОМПАС (нем. Kompass), прибор, указывающий направление геогр. или магн. меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механич. (гирокомпас), …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВИАЦИ́ОННЫЙ ТРАНСПОРТ, см. Транспорт …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВИАЦИ́ОННЫЙ СПОРТ, собират. назв. авиац. видов спорта. См. Авиамодельный спорт, Парашютный спорт, Планёрный спорт, Самолётный спорт …
  • КОМПАС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КОМПАС в Словаре Кольера:
    прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; …
  • КОМПАС
    компа"с, компа"сы, компа"са, компа"сов, компа"су, компа"сам, компа"с, компа"сы, компа"сом, компа"сами, компа"се, …
  • КОМПАС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ко"мпас, ко"мпасы, ко"мпаса, ко"мпасов, ко"мпасу, ко"мпасам, ко"мпас, ко"мпасы, ко"мпасом, ко"мпасами, ко"мпасе, …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    авиацио"нный, авиацио"нная, авиацио"нное, авиацио"нные, авиацио"нного, авиацио"нной, авиацио"нного, авиацио"нных, авиацио"нному, авиацио"нной, авиацио"нному, авиацио"нным, авиацио"нный, авиацио"нную, авиацио"нное, авиацио"нные, авиацио"нного, авиацио"нную, авиацио"нное, авиацио"нных, …
  • КОМПАС
    Помогает, не …
  • КОМПАС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Южной …
  • КОМПАС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Помощник …
  • КОМПАС в Новом словаре иностранных слов:
    (поздне лат. compasso измеряю) прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического (истинного) или магнитного меридиана; простейшим компасом является …
  • КОМПАС в Словаре иностранных выражений:
    [ прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического (истинного) или магнитного меридиана; простейшим компасом является магнитный, в корпусе …
  • КОМПАС
    авиакомпас, астрокомпас, гидрокомпас, гирошироткомпас, пелькомпас, пель-компас, радиоастрокомпас, радиокомпас, …
  • АВИАЦИОННЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    воздухоплавательный, …
  • КОМПАС
    м. 1) Прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана. 2) перен. разг. Тот, кто определяет …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: авиация, связанный с ним. 2) Свойственный авиации, характерный для …
  • КОМПАС в Словаре русского языка Лопатина:
    к`омпас, …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • КОМПАС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    компас, …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • КОМПАС в Орфографическом словаре:
    к`омпас, …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Орфографическом словаре.
  • КОМПАС в Словаре русского языка Ожегова:
    прибор для определения стран света (сторон горизонта) Магнитный к. (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на …
  • КОМПАС в Словаре Даля:
    муж. , нем. , беломорское, матка, магнитная стрелка на шпильке, с бумажною картушкою, на коей означены страны света или 32 …
  • КОМПАС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (нем. Kompass), прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас …
  • КОМПАС
    (компас устар.), компаса, м. (ит. compasso) (физ.). Физический прибор для распознавания стран света, состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    авиационная, авиационное. Прил. к авиация. Авиационная …
  • КОМПАС
    компас м. 1) Прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана. 2) перен. разг. Тот, кто …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    авиационный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: авиация, связанный с ним. 2) Свойственный авиации, характерный для …
  • КОМПАС
  • АВИАЦИОННЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. авиация, связанный с ним 2. Свойственный авиации, характерный для …
  • КОМПАС
    м. 1. Прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана. 2. перен. разг. Тот, кто определяет …
  • АВИАЦИОННЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. соотн. с сущ. авиация I, связанный с ним 2. Свойственный авиации [ авиация I], характерный для …
  • КОМПАС в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Созвездие Южного …
  • ПОДЪЁМНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
    авиационный двигатель, газотурбинный двигатель обычно несколько упрощённой конструкции, развивающий вертикальную тягу у самолёта вертикального взлёта и посадки. П. а. …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    авиационный институт, готовит инженеров для авиационной, приборостроительной, радиоэлектронной и машиностроительной промышленности. Основан в 1932 на базе аэродинамического отделения Казанского университета. …
  • ВЫСОТОМЕР АВИАЦИОННЫЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    авиационный, прибор для измерения высоты полёта летательного аппарата над землёй. Различают барометрические В. и радиовысотомеры. Принцип действия барометрического В. …
  • ДМБ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.

  • к Б — советский крупнокалиберный авиационный пулемет калибра 12,7 …
  • ПУЛЕМЕТ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    АВИАЦИОННЫЙ ФЁДОРОВА-ДЕГТЯРЁВА, ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ 1925 г. — советский встроенный авиационный пулемет калибра 6, 5 …

Чтобы разобраться в принципе действия гиромагнитного компаса, представим себе гироскоп, на продолжении наружной оси СС 1 подвеса которого (рис.26) расположена независимо подвешенная стрелка NS магнитного компаса, несущая на себе контактный движок r. На наружном кольце НК гироскопа смонтированы две изолированные контактные ламели b 1 и b 2 . При отклонении главной оси АА 1 от плоскости N m 0Z магнитного меридиана, с которой совмещена стрелка NS магнитного компаса, движок г придет в соприкосновение с одной из ламелей b 1 и b 2 . В результате через одну из двух обмоток электромагнита ЭМ, неподвижно укрепленного на наружном кольце НК, пойдет электрический ток.

При включении в цепь электрического тока обмотки электромагнита ЭМ возникнет магнитный поток, который, воздействуя на якорек Я, укрепленный на оси внутреннего кольца ВК, создаст момент, стремящийся повернуть гироскоп вокруг оси BB 1 . Но, как известно, при воздействии на быстро вращающийся вокруг оси АА 1 гироскоп моментом относительно одной из осей его подвеса возникает прецессионное движение вокруг второй оси. В данном случае прецессионное движение будет происходить вокруг оси СС 1 до тех пор, пока главная ось ЛЛ Х вновь не совместится с плоскостью N m 0Z магнитного меридиана.

В этот момент движок r выйдет из соприкосновения с контактной ламелью и прекратит питание электромагнита ЭМ, а следовательно, и воздействие на гироскоп внешнего момента. Такова в кратких чертах принципиальная сущность работы гиромагнитного компаса.

Рис. 27.

С целью устранения возможных недостатков магнитную стрелку на современных самолетах стремятся устанавливать на возможно более удаленном расстоянии от двигателей и кабины летчика (в концах крыльев и хвостовой части фюзеляжа).

Преимуществом прибора, получившего название дистанционного гиромагнитного компаса, является то, что на магнитную стрелку, смонтированную в хвостовой части фюзеляжа, действуют значительно меньшие возмущающие моменты, чем на размещенную непосредственно в корпусе гироскопической системы.

Поэтому вождение самолета по заданному курсу с помощью дистанционного гиромагнитного компаса будет осуществляться с большей точностью, чем при пользовании гиромагнитным компасом, стрелка которого смонтирована в непосредственной близости от гироскопа в одном общем корпусе.

Для передачи показаний гироскопа в кабину штурмана, а в некоторых случаях и на приборную доску летчика дистанционный гиромагнитный компас снабжается специальными повторителями П, аналогичными повторителям, применяемым в морском флоте.

Дистанционные гиромагнитные компасы, питаемые электрическим током, получили широкое распространение не только в авиации. Малые габариты, простота обслуживания и надежность в работе обеспечили его применение и на судах малого тоннажа.

Рис.28. 1 - гироскопический узел; 2 - магнитный компас; 3 - повторитель штурмана; 4 - повторитель летчика

На рис.29 показан комплект дистанционного гиромагнитного компаса, состоящего из гироскопа, магнитной системы и двух повторителей: для штурмана и для пилота.

Магнитный компас в самолете определяет и сохраняет курс направления полета. Курс самолета – это угол между продольной осью самолета и реальным направлением по меридиану. Принято вести отсчет курса от северного направления меридиана. От меридиана отсчитывают угол по часовой стрелке до продольной оси летательного аппарата. Как известно, курс может быть магнитным, компасным и истинным.

Принцип работы каждого компаса основан на действии магнитной стрелки, которая устанавливается в плоскости магнитного меридиана в северном направлении. После определения магнитного меридиана с помощью компаса отсчитывается угол к продольной оси самолета – это магнитный курс. Нужно отметить, что современные компасы, установленные в кабине самолета, конструктивно отличаются от полевых. В конструкции авиационных компасов используются материалы, которые проявляют слабые магнитные или диамагнитные свойства. Основными конструктивными частями компаса самолета являются: кронштейн, курсовая черта, прибор девиации, картушка, котелок.

Котелок – это сосуд, изготовленный из алюминия или меди и герметически закрытый крышкой из стекла. Внутренняя часть котелка заполняется жидкостью, как правило, это лигроин или винный спирт. Замена или доливание жидкости значительно ухудшает работу прибора и может привести к полной непригодности. Жидкость служит как успокоитель и гасит колебания картушки, также снижает давление шпильки на топку.

В середине котелка размещена колонка, на которой крепится картушка. Картушка – это комплекс соединенных магнитов, которые направлены один к одному одноименно заряженным полюсом. В большинстве случаев картушки авиационных компасов состоят из двух горизонтальных и двух вертикальных магнитов. Магниты должны быть расположены с высокой степенью точности, поскольку малейший сдвиг может привести к отклонению показателей от истинных. Верхние пары магнитов имеют значительно больший магнитный момент, нежели нижние, в соотношении 15 CGSm к 12 CGSm. В итоге суммарный момент должен быть не ниже чем 54-56 CGSm. От правильного подбора магнитов и их размеров зависит качество работы компаса. На конце картушки устанавливается стрелка, которая и указывает на сторону горизонта, она служит для ориентировки в полетной карте. Общая магнитная система рассчитывается на 200 часов работы двигателей. Внутри котелка нанесена курсовая черта, которая используется в качестве индекса при отсчете курса.

Котелок компаса самолета наполнен жидкостью, при изменении температуры ее объем изменяется, это может приводить к сбою в показаниях прибора. Чтобы избежать подобной ситуации, устанавливается компенсационная камера.

Такая конструкция используется во всех современных компасах самолетов. Существуют отличия, они проявляются в основном в системе амортизации или формы картушки. Также для работы в ночном режиме используются осветительные приборы.

Практическое применение компаса на самолете показывает, что его использование для штурмана и пилота отличается. Летчик использует данный прибор для выбора правильного направления полета. Он используется для анализа верности полета и выявления отклонений от курса. Что касается штурмана, то он использует компас для быстрого расчета карты полета, а также для анализа курса. Компас штурмана принято считать главным на борту летательного судна. В силу этого выделяют два типа магнитных авиационных компасов, которые устанавливаются на бору самолета, – это главный и путевой.

Девиация магнитного компаса самолета

Еще на зоре авиастроения все самолеты без исключения оснащались магнитными компасами, которые отлично справлялись с поставленной задачей по определению магнитного курса аппарата. Все же с дальнейшим развитием многомоторных агрегатов с большой частью электроники возникли значительные проблемы с работой компасов. Все электромагнитные колебания, исходившие от других приборов, значительно влияли на работу и точность показания прибора. В некоторых случаях показания компаса могли отличаться от истинных на десяток градусов, а это очень много для определения верного направления полета. Все компасы во время полета испытывают ускорительные и магнитные воздействия, которые приводят к девиации.

Магнитная девиация. Система каждого компаса получает воздействие от различных магнитных полей как самой Земли, так и других источников магнетизма непосредственно на борту самолета. Это могут быть радиосистемы, электропроводка и ее поля, а также стальная масса самой конструкции. В силу этого компасы на борту самолета имеют погрешности в своих показаниях, которые принято называть магнитной девиацией.

Постоянная магнитная девиация на борту летательного аппарата вызвана неточностью установки самого компаса. Она характеризуется зависимостью от самого магнитного курса.

Полукруговая магнитная девиация в отклонении показания компаса может быть вызвана так называемым твердым железом, которое имеет постоянный магнитный заряд. Также на показания воздействуют более постоянные источники, такие как электрические приборы и элементы проводки. Они имеют постоянную силу и направление воздействия на компас.

Еще существует такое понятие, как инерционная девиация, которая возникает из-за болтанки, изменения скорости, виража, все это создает силы, которые влияют на показания магнитного компаса на борту самолета. Все это значительно затрудняет работу с прибором и обсчетом верности направления.

Все же при изготовлении компасов и самих самолетов конструкторами учитываются все эти воздействия и отклонения. Для снижения сторонних воздействий на точность показания компаса применяются системы, которые позволяют значительно снизить все выше указанные воздействия на точность показаний.

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ Статистика утверждает, что авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиационных катастрофах гибнут чуть больше трех тысяч человек. Для сравнения приведу все ту же статистику дорожно-транспортных происшествий,

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто придумал компас? Самая простая форма компаса - это магнитная стрелка, укрепленная на стержне так, чтобы она могла свободно вращаться во все стороны. Стрелка такого так называемого компаса указывает на «север», под которым имеется в виду Северный магнитный полюс

Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович

21. КОМПАС Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели китайцы. В III веке до Р.Х. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Авиационный ракетный двигатель Авиационный ракетный двигатель – двигатель прямой реакции, преобразующий какой-либо вид первичной энергии в кинетическую энергию рабочего тела и создающий реактивную тягу. Сила тяги приложена непосредственно к корпусу ракетного