Белый пароход. Экипаж т\х Грузия Круиз на теплоходе грузия в 1990

Страница 4 из 7

В этом же году санитарный транспорт был расформирован и возвращен гражданскому ведомству. За годы войны "Львов" выполнил 35 эвакорейсов и доставил в тыл 12431 чел. На теплоходе 325 раз звучали сигналы "боевой тревоги" и он уклонился от атак более 900 самолетов противника. Вблизи его борта разорвалось свыше 700 авиабомб, в корпусе насчитали более 300 пробоин. По транспорту было выпущено 26 торпед, он дважды тонул. Семнадцать членов экипажа были убиты и сорок пять получили ранение. После ремонта 1946-1947 гг. судно вновь поставили на линию Одесса-Батуми. В 1950 г. - вновь ремонт и в 1952 г. теплоход перевели на линию Одесса-Жданов-Сочи.

В свой последний рейс "Львов" вышел из Одессы 11 октября 1964 года и прошел по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Потом судно было передано самым юным морякам - детской флотилии. Сначала теплоход стоял на якоре в Одессе, а затем его перевели в Херсон, где более двух десятилетий к нему приходили юные моряки. Коридоры и каюты теплохода заполняли будущие матросы, механики, радисты, капитаны. Многие из тех, кто плавал по морям и океанам планеты или трудился на мощнейших судостроительных заводах страны, начинали свою жизнь на палубах теплохода «Львов». Испанский лайнер-"интернационалист" честно отслужили своей второй Родине и достоин благодарной памяти потомков.

Неожиданным пополнением для Черноморского пассажирского флота после войны стали два бывших польских лайнера. В 1949 году из Польши прибыл паротурбоход "Ягелло", который был построен в 1939 г. в Германии для Турции под названием "Dogu", затем реквизированный самой Германией. Судно получило новое имя - "Duala". Захватившие после войны судно англичане дали ему имя "Empire Ock". Судно принимало участие в военных перевозках до 1946 года, когда было передано Советскому Союзу по репарациям, который временно переуступил паротурбоход Польше, где ему дали имя "Ягелло".

В 1949 году лайнер был возвращен СССР и получил название "Петр Великий". Судно имело полную вместимость 6261 брт. Длина корпуса лайнера составляла 125,1 м, ширина - 16,1 м, осадка - 6,63 м. Две паровых турбины с низким давлением пары позволяли судну развить скорость полного хода в 15 узлов.

"Петр Великий" брал на борт 610 пассажиров, но судно оказалось шатким, с изнурительной качкой, что пугало туристов.

В 1974 году лайнер был продан на сметаллолом в Испанию и его отбуксирован для разборки в порт Кастеллон.

Другим лайнером, который прибыл на Черное море из Польши, стал теплоход "Собески". Судно было построено в 1939 году на верфи в Ньюкасли (Великобритания). Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Два восьмицилиндровых дизеля Кинкейд работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Судно могло взять на борт 850 пассажиров. Лайнер в своё время специально строился для работы на линии Гдыня (Гданск) - Нью-Йорк. Во время войны "Собески", как военный транспорт, брал участие в десантных операциях у Нарвика, Мадагаскара, Сицилии, Салерно, Северной Африки и Нормандии. По завершении войны теплоход был возвращен в 1946 году на линию Гдыня - Нью-Йорк.

В 1950 году поляки передали судно Совторгфлоту (Одесскому Черноморскому пароходству). Теплоход получил новое название "Грузия", и начал регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море. Безаварийно судно прослужило до апреля 1975 года, когда было исключено из состава Черноморского пароходства и продано на слом в итальянский порт Ла-Специя.

Как чистые трофеи после войны Черноморскому пароходству по репарациям были переданы от Румынии, союзника Германии, ещё некоторые суда. Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". А Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании по румынским заказом в 1934 году. 26 июня 1938 года. к строю вошла "Трансильвания". Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанцы в Бейрут. Дважды во время войны оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула, вплоть до окончания боевых действий. Ну а потом пути теплоходов разошлись: "Трансильвания" была оставлена Румынии, а "Бессарабию" передали СССР. Румынская "Трансильвания" вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Эгейском и Адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иногда она заходила в Одессу и судно из далека можно было принять за т/д "Украина"

Стихотворение Владимира Высоцкого Анатолию Гарагуле. Предлагаем вашему вниманию другое стихотворение Владимир Высоцкого — «Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!»

Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу, отдельный, одинокий
По полю лётному, с которого взлетают!

Я посещу надводную обитель,
Что кораблём зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!

Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Всё - женщину, с которою знакомы!
Всё помнить - это просто невозможно.
Да это просто и не нужно - что мы?

1969 г.

Интересные факты:

Гарагуля Анатолий Григорьевич (1922-2004 гг.) — капитан дальнего плавания, участник Великой Отечественной войны. Интересно, что воевал Анатолий Григорьевич в небе — был летчиком, а после войны решил покорить водную стихию — поступил и закончил Одесское высшее мореходное училище. С 1965 года — капитан теплохода «Грузия», а после его списания с 1975 года — капитан нового теплохода с тем же названием (правда, новый теплоход не обладал индивидуальностью и роскошью своего предшественника, что вызывало недовольство капитана).

Анатолий Гарагуля дружил с известнейшими деятелями культуры, которые путешествовали на теплоходе «Грузия», совершавшем круизы по Черному морю. Среди них Владимир Высоцкий, Марина Влади, Василий Аксенов, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Петр Тодоровский и др.

Высоцкий и Влади отдыхали душой на теплоходе, скрываясь от любопытных глаз. Пара останавливалась в просторной каюте, питалась в личной столовой капитана. Вот как описан теплоход в воспоминаниях Марины Влади: «Каюты и салоны – необычайной роскоши. «Грузия» богато украшена коврами, чеканкой и росписью… Толя чудесно всё устроил: каюта уставлена цветами, на столе – фрукты, пироги и бутылка грузинского вина. Мы не знаем с чего начать…» Есть множество фотографий, на которых Высоцкий и Влади запечатлены вместе с Анатолием Гарагулей на капитанском мостике теплохода. Во время круиза на «Грузии» Высоцким было написано много замечательных стихотворений.

Анатолий Гарагуля снялся в кино — сыграл капитана теплохода «Глория» в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в 1970 году. Анатолию Гарагуле Владимир Высоцкий посвящал стихотворения, из которых самое известное — «Человек за бортом».

50 лет назад в Мельбурне состоялись XVI Олимпийские игры. Интересно, что на их проведение претендовали 10 городов, причем 9 из них представляли американский континент, но МОК отдал предпочтение Мельбурну. Для спортсменов Северного полушария участие в ОИ-56 было связано со значительными трудностями: непривычные сроки проведения соревнований (ноябрь-декабрь), большие транспортные расходы. Тем не менее, атлеты СССР выступили на Играх блестяще, завоевав 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые медали. Достойный результат показал одесский стрелок Юрий Никандров: выступая на траншейном стенде, он занял высокое, 5-е место.

Но не только Ю. Никандров представлял наш город в Австралии. Задачу доставки спортсменов в Мельбурн и обратно (и советских, и из других социалистических стран) возложили на экипаж теплохода «Грузия». Среди тех, кто полвека назад совершил этот исторический рейс, был Николай Николаевич Янчев. Предлагаем читателям его воспоминания.

В 1956 ГОДУ Черноморское морское пароходство располагало лишь четырьмя дизель-электроходами: «Россия» (вместимость 500 человек), «Победа» (400), «Украина» (412) и «Грузия», которая могла принять на борт 800 пассажиров. Это обстоятельство оказалось решающим при выборе судна. Однако «Грузия» сошла со стапелей еще в 1939 году. Двигатели двойного действия системы «Бурмайстер и Вайн» были уникальными, и ЧМП не располагало запасными деталями, необходимыми для ремонта. Экипажу предстояло совершить невероятное: в кратчайший срок отремонтировать силовую установку и обеспечить ее надежную безаварийную работу. Я попал на судно в 1954 году и занимал должность второго механика. Именно меня стармех Григорий Васильевич Островидов назначил руководителем ремонтной бригады. Вопрос обеспечения надежной работы судовых механизмов решался на расширенном заседании с участием службы судового хозяйства. Механик-наставник пароходства С. Ф. Безрученко был настроен пессимистически. Его главный аргумент основывался на том, что рефрижераторная установка провизионных камер и системы кондиционирования не смогут работать при температуре забортной воды свыше 32 градусов. А в Красном море она достигает 34 и выше. Но мы справились и с этой проблемой. И капитан судна Ализар Шабанович Гогитидзе доложил лично А. И. Микояну: «Грузия» готова выполнить задание правительства. Анастас Иванович тогда занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров - вот какое значение придавалось нашей миссии.

Конечно, наш теплоход по комфортабельности уступал нынешним современным лайнерам, но для середины 50-х выглядел вполне пристойно. Да и пассажиры не отличались излишней избалованностью. Вскоре стали прибывать первые делегации. Необходимо было не только разместить людей, но и загрузиться спортивным оборудованием - яхтами, каноэ, байдарками, велосипедами и так далее. Ряд команд - футболисты, ватерполисты, боксеры, волейболисты и другие - добирался в Мельбурн авиатранспортом, а обратно во Владивосток мы уже шли все вместе.

Наконец судно ошвартовалось от одесского причала и взяло курс к австралийским берегам. Не буду описывать красоты путешествия: нам, морякам, да и спортсменам тоже, тогда было не до них. Каждый выполнял свою работу. Обстановка на судне сложилась непростая. Шел 1956 год, в Венгрии происходили известные события. А ведь венгерские спортсмены находились рядом с советскими. Они ежечасно интересовались у наших радистов: что происходит на родине?

А. Ш. Гогитидзе решил швартоваться на следующий день - дабы избежать провокаций в связи с годовщиной Октября и восстанием в Венгрии. Однако все прошло спокойно. Нас встречали тысячи людей. В Австралии проживало множество выходцев из России и Украины, особенно Западной. Каждый хотел поговорить с земляками, расспросить о жизни, узнать, как изменились родные город, село, деревня. Заодно и мы просвещались относительно свободы личности, условий труда и заработной платы.

Спортсмены покинули борт судна и разместились в Олимпийской деревне. Ну а мы стали их ярыми болельщиками. У меня же произошла удивительная встреча - с другом юности Петей Бреусом. В 1948 году мы вместе окончили мореходное училище. Петр уже тогда отличался высокими результатами в плавании, но вскоре переключился на водное поло. При этом добился таких успехов, что его включили в состав сборной СССР. В Мельбурне он вместе с асами Б. Гойхманом, М. Рыхаком, П. Мшвениерадзе и другими спортсменами завоевал бронзовую медаль. А путь к «золоту» им преградила команда Венгрии. Эта дуэль превратилась в настоящее поле битвы. Спорт отошел на второй план. В ход шли недозволенные приемы. Рефери не скрывал своей предвзятости. Я впервые стал свидетелем того, как политика вмешивается в столь мирное явление, как спорт. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, расскажу еще об одном случае. Один из руководителей венгерской делегации неожиданно вернулся на судно и попросил капитана предоставить ему каюту, так как опасался за свою жизнь. И основания у него были самые серьезные: вернувшись в свой номер, он почувствовал запах бытового газа.

Тем не менее, никакие политические события не могли заслонить главное - старты Олимпиады. Экипаж «Грузии» «болел» изо всех сил. Я был среди самых завзятых фанатов, старался посетить как можно больше соревнований. До сих пор незабываемыми «кадрами» стоят перед глазами великолепные победы несгибаемого Владимира Куца, обаятельной Ларисы Латыниной, элегантного Владимира Енгибаряна, его коллег по боксу Шаткова, Сафронова, Мухина. Но особое место, конечно же, занимал футбол. Как мы орали во время полуфинального матча с болгарами! Нас даже в Москве было слышно. Да-да, это не преувеличение, так как наша группа располагалась буквально рядом с комментаторской кабиной, из которой Николай Озеров вел репортаж. За 12 минут до конца игры нам забили гол. Все решило изумительное мастерство Эдуарда Стрельцова - он сначала сравнял счет, а затем забил победный мяч. А как не восхищаться мужеством Николая Тищенко! Он не ушел с поля, несмотря на то, что играл со сломанной ключицей! После этого матча я не просто охрип, но даже приболел, уже по-настоящему.

Возвращались мы через Владивосток. Расчет был таким: прибыть домой к 30 декабря, чтобы олимпийские герои смогли встретить Новый год в домашнем кругу. Настроение было замечательное. Петя Бреус познакомил меня с футболистами, ставшими олимпийскими чемпионами. Лев Яшин подарил мне книгу другого легендарного вратаря - Алексея Хомича, на которой оставили свои автографы все члены сборной. И, представьте себе, этот уникальный экземпляр я уступил судовому завпроду. В свое оправдание приведу две причины. Во-первых, мой коллега был более серьезным болельщиком, чем я, - регулярно ходил на Соборку, знал результаты всех матчей чемпионата страны. Во-вторых... Дело в том, что у футболистов наступал зимний перерыв, да и выигрыш Олимпийских игр настраивал на благодушный лад не только игроков, но и тренеров. И пошли «дни рождения» - один за одним. А тут без помощи завпрода не обойтись - за выдачу шампанского отвечал он.

Многое можно было бы еще порассказать об этом удивительном рейсе, однако пора закругляться. Подумать только, 50 лет прошло! Но в моей памяти навсегда останутся олимпийские будни Мельбурна, которые принесли нам столько радости.

Николай Янчев.

Член совета ветеранов флота ГСК ЧМП, 2-й механик т/х «Грузия» в 1956 году.

Теплоход «Грузия» - флагман Черноморского пассажирского флота.

На палубе - олимпийские чемпионы по футболу. Узнаете? Первый слева - Игорь Нетто, третий - Эдуард Стрельцов. Первый справа - Никита Симонян, впоследствии он работал в Одессе главным тренером «Черноморца»; пятый - Лев Яшин.

Заслуженный работник транспорта. Награжден орденами Боевого Красного Знамени (1947), Трудового Красного Знамени (1960), Отечественной войны 1 степени (1985) и Богдана Хмельницкого (1999); медалями “За отвагу” и “За оборону Советского Заполярья”.

Анатолий Гарагуля родился в станице Казанской Краснодарского края в семье стрелочника Григория Михайловича Гарагули. Его мать Антонина Алексеевна Гарагуля (Некрасова) была домохозяйкой.

После окончания школы в Ставрополе в 1940 году он поступил в Мелитопольское военно-авиационное училище. Через год началась Великая Отечественная война, и в октябре 1942 года, после окончания училища, его направляют на фронт. Пройдя всю войну воздушным стрелком и штурманом, он лишь в марте 1946 года был уволен в запас, в звании лейтенанта. В этом же году он приезжает в Одессу и поступает в Высшее инженерно-морское училище на отделение судовождения, которое оканчивает в 1952 году.

С этого времени начинается его работа в Черноморском морском пароходстве – сначала помощником капитана, а потом и капитаном. Под его командованием работали экипажи судов “Краснодар” и “Карл Маркс”, “Тимирязев” и “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов” и “Физик Вавилов”.

В 1965 году Анатолий Гарагуля назначен капитаном пассажирского теплохода “Грузия” (прежнее название “Собеский”) постройки 1939 года. Десять лет он проработал на “Грузии”, вплоть до списания судна, а в 1975 году он становится капитаном нового теплохода под тем же названием, построенного в том же году.


теплоход “Грузия”

Именно с теплоходом “Грузия” и его капитаном Анатолием Гарагулей связана яркая страница в истории культурной жизни нашего города. Владимир Высоцкий и Марина Влади, Василий Аксенов и Булат Окуджава, Петр Тодоровский и Владимир Ивашов – это только некоторые имена известнейших писателей, актеров и режиссеров, с которыми был знаком и дружил Анатолий Гарагуля. Многие из них путешествовали и на старой, и на новой “Грузии” в популярных в то время крымско-кавказских круизах. По этому маршруту “Грузия” ходила нечасто, большую часть времени судно совершало кругосветные путешествия, в которых, естественно, советские граждане не участвовали. Возможно, поэтому в тех редких случаях, когда теплоход совершал внутренние рейсы по Черному морю, на нем собиралась иногда целая компания друзей капитана. Так, на одной из фотографий запечатлены Анатолий Гарагуля, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава и Василий Аксенов. Исследователям творчества Владимира Высоцкого известны фотографии, на которых он и Марина Влади сняты на капитанском мостике “Грузии”. А если заглянуть в личную библиотеку капитана, то там можно увидеть множество книг с автографами писателей, путешествовавших на “Грузии”.


Марина Влади, Анатолий Гарагуля и Владимир Высоцкий

В 1970 году Анатолий Гарагуля снялся в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в роли капитана теплохода “Глория”.


кадр из фильма “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые”

Но помимо круизов “Грузия” совершала и другие рейсы. Так, во время Карибского конфликта судно перевозило на остров Куба советских воинов, и капитан Гарагуля встречался там с родным братом Фиделя Кастро – Раулем, который был министром в кубинском правительстве. Таких встреч было несколько, и на Кубе, и здесь, в Одессе, когда прием известного политического деятеля состоялся в доме Анатолия Гарагули.

Как видим, даже эти несколько примеров говорят о потрясающем обаянии и безграничной душевной широте Анатолия Гарагули. Ну, а его профессиональные качества отмечены многочисленными правительственными и ведомственными наградами, которые он продолжал получать, даже находясь на пенсии.


Еще учась в школе, он познакомился со своей будущей женой Валерией Николаевной Смеловской. Сначала она ждала его всю войну, а потом 35 лет – возвращения на берег. Сегодня фамилию Гарагуля носят два его сына – Борис и Сергей, которые живут в Одессе. На семейной фотографии, здесь представленной, мы видим всю семью капитана Гарагули в начале 1960-х годов.

Лилия Мельниченко, ведущий научный
сотрудник Одесского литературного музея


А. Гарагуля с сыном Сергеем и В. Высоцким на т/х “Грузия”. Одесса, 1967 г.
Песню “Человек за бортом” Владимир Высоцкий посвятил Анатолию Гарагуле.

Фрагменты из новой книги «Владимир Высоцкий без мифов и легенд»

Виктор БАКИН , Даугавпилс (Латвия)

На съёмках «Опасных гастролей» в Одессе Высоцкий был вместе с Мариной. Город ей очень понравился. Его красивые и знаменитые лестницы, Оперный театр, порт…

В порту стоял теплоход «Грузия». У трапа с обворожительной доброй улыбкой их встретил капитан - Анатолий Гарагуля. Бывший военный лётчик стал одним из лучших капитанов Чёрноморского морского пароходства. Совсем недавно Высоцкого с ним познакомил Л.Кочарян. Обладая незаурядным чувством юмора, украинец А.Гарагуля, чтобы соответствовать названию теплохода, в шутку говорил с грузинским акцентом и обычно представлялся:

— Капитан теплохода «Грузия» Га-ра-гу-лия.

Теплоход «Грузия» был построен в 1939 году на польской верфи «Swan Hanter» и в честь знаменитого полководца и короля Речи Посполитой Я.Собеского был назван «Sobeski». В 1950 году теплоход продали в СССР, где он и получил название «Грузия». Каюты и салоны - необыкновенной роскоши, украшенные коврами, чеканкой и росписью. Каюта, в которой путешествовали Влади и Высоцкий, представляла собой настоящую квартиру, целиком обтянутую голубым бархатом. Кругом зеркала… И от этого комната кажется ещё просторнее. Великолепная ванна оформлена старинными полированными медными кранами. Изысканная еда дополняла впечатление. Это была ещё старая, довоенная «Грузия», впоследствии проданная на слом в Италию и заменённая в 1975 году новым судном финской постройки, а капитан А.Гарагуля под своё командование получил новый корабль, имевший то же название.

В то время эта плавающая комфортабельная гостиница осуществляла шестидневные круизы по маршруту: Одесса - Ялта - Новороссийск - Сочи - Батуми - Одесса. Ночью идут, днём заходят в порты…

В этот раз это была только экскурсия по теплоходу. Круизы станут любимым отдыхом Владимира и Марины. Гостеприимные и щедрые капитаны «Аджарии», «Шота Руставели», «Грузии», «Белоруссии» будут всегда рады видеть их на борту. Согласно кодексу торгового мореплавания капитан имеет право приглашать гостей бесплатно, и он устраивал для них обычно каюту-люкс. Накануне рейса капитан писал заявление: «Каюта-люкс нуждается в ремонте. Просьба вывести её из продажи». «Гость капитана» - так будет определяться положение Высоцкого в круизных программах.

В то время в Москве, да и вообще в Союзе, к факту знакомства Высоцкого с Влади относились с недоверием. Очевидно, поэтому появление их вместе вызывало восторг и удивление. Вспоминает Лионелла Пырьева: «…когда мы снимались с Высоцким в Одессе на «Опасных гастролях», к нему приехала Марина. Подкатила на «Волге». Володя тотчас увидел её, подлетел к ней, затем последовал долгий-долгий поцелуй, как иной раз бывает в фильмах. Одесситы, окружившие их, были в полнейшем восторге: «Ой, вы посмотрите сюда, это же Марина Влади!»

Вспоминает режиссёр студии В.Костроменко: «Как-то привезли на студию «Королеву пчёл» - французский фильм для закрытого просмотра. Зарубежных фильмов тогда покупали очень мало - во-первых, это было очень дорого, во-вторых, там показывали много того, что советскому человеку видеть не нужно. В общем, стали мы искать переводчика (фильм-то не дублирован), и тут Марина говорит: «Я там снималась, я и переведу». Зал набился до отказа, Марина с микрофоном сидела в последнем ряду, а мы себе чуть шеи не свернули: на экране обнаженная Марина, в зале - одетая…»

В Одессе у Марины появилось много знакомых и друзей…

«Однажды, - вспоминает Вероника Халимонова, - мы вместе обедали в маленьком ресторанчике-«глечике» в Одессе. Володя с Мариной, Жванецкий, Карцев, Ильченко и мы с Олегом. Володя был спокоен, а Марина со Жванецким бурно обсуждали, как можно было бы снять какой-то фильм».

М.Жванецкий: «У Высоцкого же была в то время мысль сделать русско-французскую программу «Москва - Париж». «Миша, я пою и говорю по-русски, Марина по-французски. Мы оба на сцене - ведём концерт. Московский мюзик-холл часто играет в Москве - ну что может быть лучше?» Прекрасная идея!»

«Идея» была на грани воплощения. Сохранилось письмо М.Жванецкого - Высоцкому.