Индийское путешествие на поезде. Где купить билеты и какой вагон выбрать? Поезда в Индии: жесть как она есть, или что ожидать от слипер-класса

Не смотря на то, что Индия вторая по населению страна на планете, по загруженности железнодорожных линий она неизменно занимает первое место, намного опережая Китай. Роль железнодорожного сообщения для Индии трудно переоценить, его можно сравнить с ролью кровеносной системы для человеческого организма. По самым скромным подсчетам в год Индийские поезда перевозят около 6 миллиардов человек и около 350 миллионов тонн грузов. Само собой разумеется, что поезда это самый популярный вид транспорта в Индии.

Путь на в любом случае лежит через Индию. Не исключено, что во время своего путешествия на Андаманы Вы захотите прокатиться на поезде. Здесь нет ничего удивительного ведь это удобно, недорого и весьма интересно. Цены на билеты на поезд в Индии значительно ниже, чем в России, хотя конечно и здесь существует множество классов отвечающих за уровень комфорта. Как и во всем мире: чем выше комфорт – тем выше цена. В индийских поездах есть вагоны, которые больше напоминают дворцы на колёсах и есть такие, где можно ехать практически бесплатно, конечно если вас не смущает соседство с толпой индийских бродяг.

Пассажирские классы в поездах

Всего существует 10 классов: 1A, 2A, First, 3A, 3E, CC, EC, SL, 2S, UR. Здесь они выстроены в порядке убывания комфорта и стоимости, начнём с самого низа, там самое интересное.

  • UR (Unreserved)

    Это самый низший класс размещения в индийских поездах. Билеты сюда стоят копейки, но их все равно мало кто покупает. Как правило, индийская железнодорожная полиция смотрит сквозь пальцы на «зайцев», которые осмеливаются путешествовать этим классом. Дело в том, что обычно кондукторы не могут даже втиснуться в эти вагоны, чтобы проверить билеты. Вагоны этого класса забиты разными индийскими бродягами и нищими. Приготовьтесь работать локтями и стоять на кончиках пальцев. Здесь можно стать свидетелем того, как люди забираются в вагон буквально по головам. Однако если очень нужно ехать дальше, а приобрести билет не удалось, то это решение может вас выручить, особенно если ехать предстоит всего несколько часов.
  • 2S (Seater class) — здесь у пассажира появляется своё место, куда можно элементарно сесть. Место для сидения не отличается комфортом и о кондиционере в вагоне можно только мечтать, однако для поездки на 2-4 часа вполне сгодится.
  • SC (Sleeper class) – это самый популярный класс для пассажирских поездок в Индии. Как правило больше всего вагонов в поезде отводятся именно под этот класс, поэтому приобрести на него билеты проще. Из названия становится понятно, что это класс где можно даже поспать. Его можно сравнить с нашими плацкартными вагонами, только потолки здесь выше, и третья полка тоже отводится под место для пассажира. Здесь уже стараются гонять безбилетников и даже иногда прибираться. Кондиционеров нет, но вагон хорошо обдувается из окон и оснащён множеством вентиляторов под потолком, которые не дают воздуху раскалиться в то время когда поезд стоит. Если вы планируете путешествовать этим классом на дальние расстояния, то рекомендуем прихватить с собой какую-нибудь накидку или простыню, чтобы можно было постелить на полку и поспать.
  • EC (Executive class chair car) Этот класс доступен только на определённом виде поездов — Shatabdi Express. Здесь вас ждут удобные кресла, расположенные по 4 в ряд и кондиционер. Используется для дневных поездок.
  • AC (AC chair car)

    Это примерно тоже самое что и предыдущий класс. Здесь вас ждёт кондиционер и удобные сиденья, похожие на те, что устанавливаются в самолетах. Здесь относительно чисто, как на местах, так и в уборных комнатах. Используется чаще всего для дневных поездок.
  • 3E (AC three tier) Это такой плацкартный вагон повышенной комфортности. Здесь тоже по три полки на каждой стороне, но все чище и приятней чем в SC. Плюс к этому вагон оборудован кондиционером. Жалко, что пока этот класс встречается только на поездах Garib Rath Trains. Такие вагоны могли бы быть отличной альтернативой для тех, кто не хочет переплачивать за купе, но боится оказаться на грязной полке. Постельные принадлежности не входят в стоимость билета на поезд.
  • 3А (AC three tier)

    Из названия уже можно догадаться, что этот класс может похвастаться наличием кондиционера. Здесь тоже относительно чисто и опрятно. Для сравнения снова придётся привести наши плацкартные вагоны, только здесь по три мягкие полки в отделении плацкарта и по две вдоль правой стенки. Так называемых «зайцев» в этом классе уже не встретишь. Данные вагоны, пожалуй, являются наиболее популярными у европейских туристов, путешествующих по Индии. Постельные принадлежности уже входят в стоимость билета.
  • FC (First class) Сейчас этот класс на железной дороге Индии встретить очень сложно. Только на узкоколейных поездах где-нибудь в глубинке. По сути это купейные вагоны с четырьмя койками со всеми удобствами, но без кондиционера.
  • 2А (AC-Two tier) Этот класс представляет собой нечто среднее между плацкартным и купейным вагоном. Он может похвастаться кондиционером и тем, что в отделениях всего по две мягкие полки с каждой стороны. Помимо этого здесь есть такие приятные мелочи как лампы для чтения и розетки для подзарядки электронных гаджетов. Главное отличие от купе в том, что вместо стен и дверей от коридора отделения огорожены только занавеской.
  • 1А (First class AC)

    Ну и наконец, самый дорогой и самый комфортный способ путешествовать по Индии – первый класс. Не трудно догадаться, что это купе с четырьмя полками в каждой, с кондиционером, лампами для чтения, с индивидуальными розетками, бельем, столиком и т.д. Ухоженные туалеты европейского типа и чистые напольные ковры. Такими вагонами комплектуются поезда в Индии, которые курсируют между крупными городами. Несмотря на высокую стоимость достать билеты в этот класс не так просто.

Кроме стандартных поездов с вагонами перечисленных классов, по железной дороге Индии курсируют шикарные поезда с индивидуальным интерьером. У каждого такого поезда как у корабля есть своё имя, например: The Golden Chariot, Palace on Wheels, Indian Maharaja, Royal Rajasthan on Wheels и так далее. Так например легендарный поезд «Экспресс Махараджей» может похвастаться шикарной меблировкой из дорогих пород дерева и кожи, роскошными коврами. Кроме ресторана и спален с двухместными кроватями и душем, гостям предлагаются кабинеты для деловых переговоров. Стоимость недельного путешествия на этом поезде через всю Индию может достигать 20000$

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class

Путешествовала я по Индии не один раз. И всегда это были самостоятельные поездки. Скажу больше – мои первые самостоятельные путешествия начались именно с Индии. Это было одновременно и очень заманчиво, и очень страшно. Не начать с комфортной и правильной Европы, а сразу окунуться в индийскую культуру, с непонятным для нас менталитетом и укладом жизни. Подсознательно меня тянуло в Индию и, наконец, в какой-то момент, я решилась.

Поеду, сказала я себе! 2 месяца изучала все, что касалось этой удивительной и загадочной страны, начиная с богов и заканчивая современным транспортом. Съездила. Обалдела от страны. Вверглась в культурный шок. Приехала. Отходила от культурного шока. Когда пришла в себя, то поняла что хочу туда еще раз! И еще, и еще… Вскоре я познакомилась с Аллой и предложила вместе совершить очередной . Так мы начали готовить еще одну совместную поездку.

У нас были планы посетить около 10 городов в разных штатах страны и ашрамы в них. Индия не маленькая. Чтобы понять масштабы: с севера на юг на поезде можно добираться 3 дня. Не Россия конечно, но тем не менее, страна большая. Вопросов не возникло каким образом мы будем добираться до назначенных мест. Конечно на поездах Индии!

Почти вся Индия опутана сетью железных дорог, которая соединяет более-менее все крупные города и населенные пункты. По своей протяженности железная дорога Индии занимает 3 место в мире после России и Китая. Удобней всего по стране путешествовать по железной дороге. Вы можете тесно пообщаться с местными жителями и заодно посмотреть природу из окна.

На первый взгляд, может показаться что железнодорожная сеть у них какая-то сумбурная и неправильная, а на поезда еще непонятнее. Но это на первый взгляд. Внимательно ее изучив, вы поймете как у них все четко поставлено.

Классы поездов Индии

Существует несколько классов поездов. В зависимости от того, как далеко вы хотите поехать и на какую сумму рассчитываете, вы выбираете тип вагона и смело начинаете на них передвигаться.

AC First class или 1 класс – самый дорогой и комфортабельный тип вагона. На нем ездят самые богатые индийцы и обеспеченные туристы. Порой цена сопоставима с ценами на авиа-билеты эконом класса многих индийских авиакомпаний. Такой класс бывает в основном в поездах на дальние расстояния. В купе 2 или 4 полки. Купе закрывается дверью. Окна покрыты тонирующей пленкой и не открываются. Кондиционер в наличии + бесплатная еда и постельное белье. Проезд на 1000 км= 3500 рупий.

AC Sleeper Tier или 2AC – дешевле 1 класса почти в 2 раза. От этого он не менее комфортный и подходит для дальних путешествий. В купе 4 полки + 2 боковые полки в проходе. Дверей в купе нет, зато от прохода, купе отгорожены плотной шторкой. Боковые полки тоже со шторками. В таких вагонах тихо и спокойно. Индийцы в поездах вообще очень тихие. Даже дети. Мы поразились, что ни разу не услышали крика ребенка, хотя знали — в вагоне едут несколько детишек и один грудничок. Окна также затонированы и не открываются. Кондиционер есть. Постельное белье бесплатное. По 2 туалета с каждой стороны. И ещё по умывальнику в каждом тамбуре. Не в туалете, а отдельно.Чтобы умыться и почистить зубы не надо ждать очереди в туалет. Кстати, очереди, видимо, поэтому и нет. Еда за деньги.

Внешний вид вагона 3АС


AC Sleeper Tier или 3AC – недорогой вариант с кондиционером. Стоит примерно в 1.5 раза дешевле 2 класса, то есть приблизительно 1000 рупий. В купе 6 полок + 2 боковушки. Днем средняя полка откидывается, чтобы можно было днем сидеть на нижней. Поэтому лучше покупать место на верхней полке. В любое время можно прилечь и в то же время спуститься посидеть на нижней полке. Купе не отгорожены от прохода. Кондиционер есть. Окна затонированы и не открываются. Постельное белье бесплатное. Еда за деньги. 2 туалета с каждой стороны. 1 умывальник с каждой стороны.

Боковые полки вагона слипер

Second Class Sleeper , SL , слипер или просто спальный вагон – дешевый, без излишеств. Как раз в этом классе вы можете поближе познакомиться с самыми обычными индийцами. Напротив вас будут сидеть студенты с кучей книг или многочисленная семья, которая на банановых листьях руками будет есть рис, а потом остатки выбросит за окно. Днем, также как в классе 3AC, средняя полка складывается. Окна без стекол, закрыты решетками и на ночь закрываются ставнями. Вообще, у них все строго. Двери в тамбурах обычно не закрываются (только ночью запирают), т.е. можно из открытой двери любоваться пейзажем. Постельное белье не выдается. Питание за деньги. Кондиционеров нет, но есть работающие сильные вентиляторы 3 штуки на купе, грамотно направленные в разные стороны. Их скорость можно регулировать по желанию.

Вагон АС Chair или СС

AC Chair или просто СС – сидячий вагон. Кондиционер есть. Актуален для коротких поездок. Проезд в таком классе будет стоить в 2 раза дешевле, чем в 2AC.

Есть также класс Executive Chair Car или EC – подороже в 2 раза, чем простой СС.

И напоследок расскажу о моем «любимом» классе: General Class, Second Class – общий вагон.

General Class, Second Class – общий вагон

Вы можете представить, что в один вагон вмещается небольшой поселок городского типа? После непродолжительной поездки в таком вагоне я могу легко это сделать! Решили мы с самой южной точки Индии города Каньякумари проехаться до Варкалы. Всего-то 4 остановки и 3 часа езды, подумали мы и купили билетики без мест. Я знала, что вагон быстро может заполниться на ближайших станциях, но русский авось сделал свое дело и мы спокойно заняли места в середине вагона.

Желающие сфотографироваться с белым человеком

Выезжая с конечной станции, он был еще полупустой. Индийцы все время хотели с нами сфотографироваться и, чтобы они отстали, мы на время освоили профессию фотомодели. На первой же остановке вбежала куча индийцев и заняла не только свободные места, но и проходы. На следующих станциях люди уже не могли протолкнуться к дверям. Индийцы висели в дверях, торчали из окон, на верхних полках лежало по несколько пар студентов. А, сидящий напротив меня мужчина, вдруг начал кричать на своего соседа, который по- видимому хотел передвинуть свою сумку и случайно или нет, залез на чужую территорию. У нас на глазах произошла трансформация — спокойный интеллигентный индус исчез. Вместо него появился взбешенный бабуин. Было такое ощущение, что этот гневный бабуин защищает свою семью и территорию от вражеского нашествия. Весь вагон включился в процесс и что-то выяснял. 10 минут стоял крик по всему вагону, потом сразу все стихло, бабуин вновь стал человеком, повернулся к нам и с милейшей благостной улыбкой констатировал: «Вот это — реальная Индия, мадам».

Поезд опоздал на 3 часа. Но мы, всё-таки, доехали до Варкалы. Два наших измученных тела были выдавлены из вагона без каких-либо повреждений, чему мы несказанно обрадовались и удивились. Выдохнули и заметили: теперь мы знаем, что такое общий вагон. Знания и опыт — это прекрасно, но в следующий раз мы поедем другим классом! Это в недалеком будущем.

В этом видео индийцы не едут на футбольный матч. Они просто добираются до нужного им места в общем вагоне:

Питание в индийских поездах

В поездах Индии сложно остаться голодным. Там постоянно носят чай и кофе, печенье, чипсы и всякие снеки. Также предлагают воду в бутылках, вегетарианскую еду или омлет. Заказать еду нужно у разносчиков. В 1-3 классах ходят в определенное время с ручкой и блокнотом, и спрашивают, кто что будет. Также можно перекусить и на станциях. Но помните, что индийская еда очень острая. Если для вашего желудка это не подходит, то запаситесь другой едой заранее.

Начинающим путешественникам советую не экстримальничать и начать ездить на 2AC и 3AC классах. Потом уже, покатавшись, вы поймете, хотите ли вы большего экстрима в общих вагонах или комфорта в 1AC. Мы для себя выбор сделали. Очередь за вами)

С уважением,

Железные дороги — прекрасный способ перемещаться по Индии. В отличие от автобуса, который может ехать вдвое дольше обещанного, поезд идет относительно по расписанию. Опоздание 40-часового поезда может составлять 4 часа — по меркам других видов транспорта это мелочи. Кроме того, поезд очень дешев. Стоимость билета во второй спальный класс (SL) — около ¼ рупии за километр (17 копеек), и при длительных переездах поезд вообще вне конкуренции. Что касается комфорта, то, несмотря на обычную индийскую грязь, у поезда есть перед автобусом три существенных козыря. Во-первых, он не тормозит как автобус перед каждой разворачивающейся рикшей (после тысячи торможений-троганий чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком). Во-вторых, в поезде всегда есть вода и туалет. В-третьих полотно железной дороги не содержит ухабов и поезд идет без тряски.

После нескольких долгих часов в индийском автобусе чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком.

Вокзал Виктория города Мумбай

Поезд едет в пригородах Варанаси.

Кто-то предпочитает для путешествий по Индии комфортный и быстрый самолет. Но если у вас не много денег, то почему бы не посмотреть через открытое окно на безграничные рисовые поля, пальмовые плантации до горизонта и закат солнца среди бамбуковых стеблей, на сельскую Индию без суеты и толп за окном? Если вы хотите испытать один из этапов погружения в Индию, увидеть одну из важных граней этой страны — езжайте на поезде.

Классы индийских поездов и виды билетов
Индийские поезда разделяются на классы. Первый класс (1st) очень дорог — примерно в 10 раз дороже, чем демократичный второй спальный (SL). Первый класс похож на спальные вагоны «СВ» и Люкс в России: вагон разделен на 2-4 местные купе с дверью. Он присутствует не во всех поездах и по цене сравним с самолетом. На практике, если вы не магнат, при путешествиях выбор из нескольких, весьма разных(!) подклассов второго класса, описанных ниже. Местные сокращенные названия классов приводятся в скобках.

Собственно второй класс (2nd) он же general class — это вагоны с сидячими местами, похожие на электричку. Такие вагоны есть и в пригородных поездах и во всех поездах дальнего следования. Билеты без мест, и никогда не заканчиваются: можно купить билет хоть за 5 минут до отхода поезда, если в другие классы уже нет билетов. Поэтому в вагонах general класса может быть много пассажиров. Очень много. Они могут занимать проходы и тамбуры, а также свисать из дверей. Народная молва говорит, что если встать с места в вагоне, вторично сесть уже невозможно. Индусы четко представляют, что у них такое же право сидеть на этом месте, что и у вас, и ведут себя непробиваемо. Выбирайте general класс, если ехать всего несколько часов или в случае крайней необходимости. Заранее покупать такие билеты смысла нет. Цена примерно на 30 процентов ниже, чем во втором спальном (SL).

Устройcтво электрички (2nd class)

Позитивные пассажиры пригородной электрички

Второй спальный класс (SL) — прекрасный бюджетный выбор и наиболее многочисленный класс в Индии. Вагон похож на российский плацкарт, только третья полка не багажная, а спальная. И решетки на окнах. В плацкартном купе 8 мест (6 обычных и два боковых). В вагоне 9 купе (72 места). Белье не выдается, хорошо иметь спальный мешок/простыню/одеяло а еще лучше и пенку. Полки грязноватые — если не стелить свою пенку, приятно хотя бы протереть влажной тряпочкой. Верхняя полка в купе обеспечивает максимальный комфорт — можно спать и никто не потревожит. Средняя днем складывается, и все обитатели купе, а зачастую и посторонние, сидят весь день на нижней полке. Верхняя боковая полка позволяет не только лежать весь день, но и сидеть, однако боковая полка и уже и короче — она хороша для низких людей. Все стекла в вагоне открываются, окна забраны решетками. Вид и вентиляция на ходу очень хорошая, бывает даже чрезмерно хорошая. В окнах бывают щели, а некоторые окна открываются сами, так что ночью на севере Индии без одеяла некомфортно. Туалеты грязноваты, но в меньшей степени, чем рисует народная молва. Мусорных корзин в вагоне нет. Объедки и даже пластиковый мусор индусские пассажиры выкидывают в открытые окна.

Вагон второго спального класса (SL)

Второй кондиционированный класс с 3 полками (3AC) по компоновке похож на предыдущий класс SL (72 места, 9 купе). Стекла на окнах не открываются, нет решеток, работает кондиционер и выдают белье. Стоит в 2 раза дороже, чем SL. В нем можно отдохнуть от жары, влажности (особенно во время муссона) и вечного индийского шума. Полки, туалеты и обстановка в 3АС чище и цивильнее, чем в SL. Пассажиры более богатые и образованные. Но на полу бывает грязно: мусорных корзин не предусмотрено, а окно закрыто.

Второй кондиционированный класс с 2 полками (2AC) отличается от 3AC только количеством полок. В нем ездят еще более состоятельные люди, и там чище всего, хотя в первом классе еще чище. Купе отделяется от прохода занавеской. Стоит в 3 раза дороже, чем SL

В дневных поездах бывают другие подклассы, например сидячие вагоны (chair-car) с креслами как в самолете и кондиционером.

Покупка билетов
Билеты в general class купить просто: в кассах unreserved tickets на вокзале в любое время, хоть за 5 минут до отправления. Там же продаются билеты на электрички.

Билеты в остальные классы (с местами) — в кассах reserved tickets (работают с 8 утра до 7 вечера, и в воскресенье с 8 утра до обеда) и в интернете. Турагентства также заказывают билеты через интернет и берут за свои услуги от 30 до 80 рупий с билета в случае честного агентства. А нечестное билет класса SL на 1000 километров вместо 300 рупий может продавать за 1200.

Основная тактика при покупке билетов на дальние расстояния — купить билет заранее, пока есть места. Максимальный срок продажи — 60 дней, но и за 1-3 недели как правило билеты еще есть (исключение — праздники). Если передумаете, билет можно сдать обратно. Некоторые турагентства выкупают билеты заранее для продажи их перед поездом втридорога, а оставшиеся сдают обратно.

Покупка бумажных билетов на вокзале начинается с заполнения бланка запроса (reservation slip): откуда, куда, каким поездом, каким классом и сколько человек поедут. Один билет можно купить на большую компанию пассажиров, паспорта при покупке не спрашивают. Данные паспорта и даже адрес пассажиров заносятся в бланк запроса, но в билете регистрируются только имена и возраст, остальное никто не проверяет. Чистый бланк можно получить в кассе или в справочном бюро (enquiry) без очереди, а заполнить в очереди в кассу. Стоящие рядом индусы помогут. Если на какой-то поезд или в какой-то класс не окажется мест, кассир скажет вам, что следует исправить в бланке. Главное — убедить кассира, что вам очень нужно ехать именно в этот город к такому-то сроку. В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит вам не так уж и нужно. При четвертом повторе вы сразу почувствуете, что вас выделили из толпы других, на вас обращают внимание и готовы помочь. Для женщин в кассу бывает отдельная очередь, но если ее нет, то можно встать в начало обычной.

В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит, вам не так уж и нужно.

Купить электронный билет (e-ticket) можно на http://cleartrip.com/trains/ (с небольшой наценкой, но есть поиск по названию города, а не станции, а также проверка наличия билетов) или на дочернем сайте индийских железных дорог http://irctc.co.in — здесь сначала надо зарегистрироваться, а при заказе точно указать название станции (а не города) отправления и назначения (можно выяснить поиском на предыдущем сайте). На втором сайте из огромного разнообразия средств оплатить билет (счет в индийском банке, всевозможные виды переводов, множество платежных шлюзов) для карт Visa classic хорошо работает шлюз AXIS PG. Не перепутайте e-ticket c i-ticket-ом: первый покупается по интернету, и вы получаете форму для распечатки, и это то, что нужно; второй доставляется курьером по почтовому адресу.

Сдать бумажный билет можно в кассе на вокзале, а электронный — только на сайте, где вы его купили (деньги вернут на карточку). Более 24 часов до отправления потеря составит 20-30 рупий, от 4 до 24 часов возвращается 75%, менее 4 часов — 50%.

После подготовки чарта (списка пассажиров) за 4-6 часов до отправления билеты с местами перестают продаваться, даже если есть свободные места. Но можно купить билет general класса (без места), а потом пойти в ticket collector office и попросить сконвертировать его в билет спального или AC-класса. При наличии свободных мест берут разницу стоимости, выдают квитанцию о конвертации в другой класс (с указанием мест) и вписывают ручкой ваше имя в распечатку чарта.

Поезда иногда опаздывают, поэтому, если планируется пересадка с одного поезда на другой, разумно заложить запас примерно в 10-20% от общего времени движения поезда. Длительные поезда, могут опаздывать на более долгое время, чем короткие.

Покупка билетов, если нет мест: квоты и листы ожидания
Все места, в отличие от России, подразделяются на несколько групп — квот (quota), одна квота может уже закончиться, а по другой места еще доступны. Общая квота (general quota) продается всем желающим в интернете, и в кассах за 60 дней и эти билеты обычно кончаются первыми. Билеты по квоте tatkal (с наценкой около 30% к тарифу) начинают продаваться за 2 дня до поездки. Почти всегда рано утром за 2 дня можно купить эти билеты с наценкой, даже если в общей квоте давно нет мест. Tatkal-билеты продаются всем и в интернете, и в кассах. Foreign quota продается только иностранцам и только в кассах вокзалов (если на вокзале несколько касс, то такие билеты могут продаваться толко в одной). Эта квота есть не на все поезда, но часто бывает нераскупленной, так как большинство иностранцев покупает билеты через интернет и турфирмы. Стоимость билета как в general quota, требуется паспорт. Есть много других малополезных квот: ladies — для женщин (я не видел, чтобы при отсутствии билетов по general quota, когда-нибудь были в наличии женские билеты), defence — для индийских военных, senior citizen — для пожилых людей.

Количество доступных билетов по general и tatkal квотам проще всего узнать на сайте http://cleartrip.com/trains/ . Узнать количество билетов по foreign quota сложнее. Сначала нужно узнать номер поезда на вышеупомянутом сайте, далее на сайте http://indianrail.gov.in можно узнать наличие билетов на этот поезд по любой квоте. Если билетов по запрошенной квоте нету, вы увидите статус WL (лист ожидания) или RAC (reservation against cancellation). Билет со статусом RAC обычно означает наличие мест, но не полностью. Например двум RAC-пассажирам (даже абсолютно посторонним) могут выдать одну нижнюю полку на двоих в расчете на то, что они будут сидеть на ней, а не лежать. Если в пути какие-то места освободятся — контролер придет и выдаст каждому отдельное место. WL — означает отсутствие места. Покупая такой билет, вы не получаете место, но автоматически становитесь в очередь на него. Если какие-то пассажиры сдают билеты, то сначала RAC — пассажиры получат отдельные места, а оставшиеся места раздадут пассажирам WL. Билет со статусом WL 30, это значит, что если 30 людей сдадут билеты, то вы получите место, если нет — не получите. Если до отхода поезда осталась неделя и в листе ожидания несколько десятков мест, есть реальная возможность получить место. Но гарантии нет.

Практика проезда

Если у вас билет с местом (статус confirmed, номер вагона (coach) и места (berth) указан в билете), то вам не о чем беспокоиться. Номера вагонов SL-класса (спального): S1, S2, S3, 3AC-класса: B1, B2, B3, 2AC-класса: A1, A2, A3. На крупных вокзалах на платформах висят табло, отображающие, какой вагон остановится в этом месте платформы. На более мелких на платформе размечены места остановки вагонов по счету от локомотива, и, на каком месте остановится ваш вагон, можно узнать в справочном бюро. На вагоне висит наклеенный чарт (chart) — список пассажиров вагона.

Если же вы купили билет со статусом RAC или WL, то перед отправлением нужно посмотреть актуальный статус своего билета в другом чарте (на стенде или в конторе ticket collector office). Также его можно узнать в справочном бюро на любой станции или на сайте http://indianrail.gov.in , введя номер, напечатанный на билете в графе PNR.

Бумажный WL-билет можно сдать и получить полную сумму, а можно ехать по нему без места. Электронный билет, все пассажиры которого остались в чарте со статусом WL, автоматически аннулируется и деньги возвращаются на карточку (если хотя бы один пассажир имеет статус RAC или confirmed, ехать могут все, но с местом будет только один). Если у вас электронный билет со статусом WL в чарте (то есть, недействительный для проезда), а ехать обязательно надо — купите в кассе бумажный билет со статусом WL в ваш класс или билет в general class. Ехать без места в менее переполненном SL — классе комфортнее, чем в общем (хотя и на 30% дороже).

В поезде пассажиры без мест выискивают, куда бы сесть. На нижней полке (3 места) днем может сидеть до 6 человек. Вечером хозяева мест укладываются спать и сгоняют лишних пассажиров. Любые требования нужно много раз (не менее трех) повторять по-английски: «вы должны сидеть на своем месте!», «вы должны класть багаж под свое место!». Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной. Если же вы едете без места, то вы можете спать днем на верхней полке, когда индусы все равно сидят на нижней. Ночью придется спать на полу или сидя.

Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной.

Проводников в вагонах нету, и при посадке билеты и документы не проверяют. Более или менее регулярно проходит контролер (TTE — train ticket enquiry). Он проверяет билеты и решает конфликты из-за мест. Проверка билетов состоит в сопоставлении имени на билете, в паспорте и в чарте. Для электронного билета достаточно иметь паспорт хотя бы одному из пассажиров в билете. В бумажном билете фамилии вообще не печатаются, только пол и возраст, но паспорт по правилам все равно иметь надо.

Слово контролера — веский аргумент. Он может вам помочь, например, если у нескольких людей билеты в разных вагонах и нужно с кем-нибудь поменяться. Иногда могут и выдать неизвестно откуда взявшиеся места. Главное — убедите контролера, что его помощь вам очень нужна, что вам некомфортно спать с индусом на одном месте, что вы на него надеетесь, что если вдруг что освободится... и повторять это разными словами много раз. Многие индусы в поезде говорят, что контролер поможет, если дать ему немного денег — рупий 50 или 100, но мы встречались и с контролером, который наотрез отказывался брать деньги, потому что помогал нам из чистого гостеприимства. Некоторые контролеры, впрочем, деньги берут.

Если у вас билет со статусом confirmed, вы можете спокойно ехать на своем месте

Быт на колесах
Багаж складывается под нижнюю полку, но рундуков нету, так что принято от воров пристегивать сумки к петлям под полкой специальными цепями (продаются вагонными торговцами и на вокзалах). Рюкзаки от «наглой кражи» (взял чужую сумку и пошел) можно пристегивать боковыми стяжками, но для безопасности принято на ночь брать сумку с собой на верхнюю и среднюю полку. Индусы обыкновенно спят на сумке, даже на большой, как на подушке. Мне удобнее спать головой к проходу и класть рюкзак вдоль в ногах ближе к стенке. На верхней полке в SL-классе его можно даже пристегнуть к решетке сверху в полувисячем состоянии. Спать с сумкой на узкой и короткой верхней боковой полке очень неудобно. В крайнем случае можно брать с собой на полку только рюкзачок с ценными вещами.

Проводников в поезде нету, двери вагонов и туалетов всегда открыты. В каждом вагоне 4 туалета и два дополнительных умывальника в тамбуре, так что очереди в них я никогда не замечал. Если есть кружка, можно из нее мыть голову, иначе за сутки жаркого-пыльного-ветренного пути загрязняешься очень сильно.

Брать еду в поезд или наедаться перед посадкой не нужно. Персонал вагона-ресторана регулярно разносит горячие блюда. Цены нормальные и блюда как минимум съедобны (а бывают и вообще кулинарные шедевры, вроде традиционных пирожков самоса c пылу с жару). Тарелка тали стоит 40-50 рупий, два пирожка — 10 рупий, чай и кофе — 4-5 рупий маленький стаканчик, омлет — 15 рупий. Многочисленные самодеятельные разносчики (отличаются отсутствием формы) также разносят еду по поезду и на станциях через окно вагона, но она обычно не горячая, за исключением пирожков. Особенно часты разносчики чая, которые работают примерно с 5 часов утра до часу ночи, так что в любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!). Также продается вода в бутылках, соки, фрукты, сладости и даже ласси в заводской упаковке (кисломолочный напиток «снежок»).

B любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!)

Популярный салат из бобовых и лука женщина готовит, расстелив скатерть прямо на полу тамбура. Еда из вагона-ресторана надежнее (разносчики ее носят клечатую форму).

Очень пригодится в поезде туалетная бумага, мыло и пакеты для мусора (если вы не хотите, уподобляясь индусам, выбрасывать пластиковый мусор в окно). В любом классе полезен легкий спальный мешок или одеяло: в спальном вагоне по ночам дует из окон, а в AC наяривает кондиционер. Индусы, опасаясь кражи, не оставляют обувь на полу: владельцы верхних полок кладут ее на решетку вентилятора под потолком, а нижних — прямо на полку в ноги или сбоку.

Индусы-пассажиры очень любопытны и даже чрезмерно открыты. Они будут заводить с вами разговоры, самое меньшее — интересоваться, из какой вы страны. Некоторое поведение индусов совершенно непривычно нам: например, мужчины могут ехать, обняв друг друга или держа за руку. Никаких намеков на нетрадиционную ориентацию это не несет, таким образом они только выражают мужскую дружбу и доверие друг к другу. Если вы сядете вплотную к индусу, он не будет отодвигаться — для него ехать тесно бок о бок с незнакомым человеком — нормально. Если же вы отодвинетесь, между вами может сесть еще один индус. Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует. Не удивляйтесь, если сосед по купе положит вам руку на колено с выкриком «Name!» или «From?!». Просто он плохо знает английский, а говорить громко или даже кричать — это нормальная интонация голоса. В переводе на русский: «Как звать-то тебя, родной?», «Откуда приехал, хлопец?», любопытство, нормальное расположение, доверие. Если же индус попытается прикоснуться к женщине, она отреагирует пронзительным, душераздирающим, предупредительным визгом: «Не подходи близко!». Поэтому, чтобы избежать лишнего шума, для женщин выделяются отдельные купе и вагоны, и при покупке билета вы обязательно увидите вопрос про пол каждого пассажира. Некоторые индусы будут проходить мимо европейской женщины нарочито неловко, чтобы прикоснуться к ней под видом случайного столкновения.

Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует.

По поезду ходят нищие. Некоторые поют и трясут громкими погремушками, изображая музыку (с берушами будет спокойнее), другие подметают вагон: ползают в грязной одежде под полками с веником или грязной тряпкой, после чего просят денег. Иногда подметальщики ходят очень часто: чаще, чем раз в час. Деньги давать не обязательно, да и вредно по-моему поддерживать такой нечеловеческий и унизительный способ заработка. Опять же, следите за своей обувью, а лучше кладите ее на полку.

Полезные свойства вокзалов

Входы в вокзал и прилежащие территории грязные, много назойливых нищих, а по ночам прямо на тротуаре вповалку спят индусы. Кроме того, здесь работают вокзальные зазывалы, навязчиво предлагая свою рикшу или турагентство или гостиницу. Не обращайте на них внимания и не объясняйте, что вы ищете, иначе в ответ вам скажут, что ваша гостиница на ремонте (но у них есть другая хорошая на примете), а касса для иностранцев давно сгорела (но они могут показать вам, где можно достать билеты). Вход в вокзал и вход в кассы — разные.

Внутри вокзала уже гораздо спокойнее, а на платформе — совсем полный покой. Многие индусы в ожидании поезда спят, завернувшись в одеяло, прямо на платформе.

На вокзале практически всегда (мы не проверяли только на совсем маленьких станциях) есть камера хранения (cloakroom), которая работает круглосуточно с тремя-четырьмя перерывами по 15 минут. Плата за место — 10 рупий за одни сутки. Камера хранения хороша, если при стыковке поездов есть свободный день — тогда можно погулять по незнакомому индийскому городу налегке. Если предупредить персонал заранее, то можно хранить багаж, скажем, 20 дней, плата при этом рассчитывается по таблице, например 19 дней стоит 277 рупий. В камере хранения на станции Локмания-Тилак (Мумбай) при этом нас предупредили, что забрать багаж нужно до истечения календарного месяца.

В зале ожидания можно помыться и воспользоваться розеткой, туалеты, также, часто находятся в залах ожидания. Залы ожидания подразделяются по классам в зависимости от билетов. Для женщин предусмотрен отдельный зал, в котором впрочем можно увидеть и мужчин. Есть отдельные залы ожидания с кроватями (dormitory), стоимостью __ рупий в сутки за кровать, а также вокзальные комнаты отдыха, которые сдаются целиком по принципу гостиничных номеров.

В Ticket collector office можно проверить статус своего билета перед отходом поезда, если сами вы не нашли чарт на стенде или не смогли в нем разобраться. Кроме того, сюда, в отличие от справочного бюро, никогда не бывает очереди.

Кафе на индийских вокзалах — не чета сосисочным и закусочным на российских, обычно не хуже чем в городе. В любое из них можно без опасности для кошелька и желудка заходить. Даже на совсем маленьких станциях, где останавливается один поезд в сутки, будет хотя бы кафетерий (tea stall). Кафе на вокзалах как и вагоны-рестораны принадлежат IRCTС — тому же подразделению индийских железных дорог, которое продает электронные билеты. На крупных вокзалах есть и альтернативные кафе, тоже приличные.

Пассажиры на плаформе ждут поезда

Поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях. Некоторые большие города Индии располагают разветвленной сетью пригородных железнодорожных путей, которые открывают большие возможности для путешественников. При этом следует помнить о том, что в часы пик индийские «электрички», как правило, переполнены пассажирами.

Часть мест в большинстве поездов дальнего следования квотирована для иностранных туристов. Билеты могут быть приобретены в специальных отделах или кассах, имеющихся в основных городах и туристических центрах страны (если вы намерены платить за билет в рупиях, следует иметь при себе квитанцию обменного пункта либо распечатку банкомата).

На многих станциях имеются недорогие камеры хранения багажа с посуточной оплатой.
На время праздников, а также при увеличении пассажиропотока на пике туристического сезона, на некоторых направлениях вводятся дополнительные поезда. В это время следует быть особенно осторожным, т.к. были отмечены случаи смерти и увечий пассажиров в давке на переполненных платформах станций.

Если вы намерены много путешествовать поездом, рекомендуем приобрести на любой крупной станции информационный буклет «О поездах в двух словах» (Trains at a Glance), содержащий, помимо всего прочего, расписание всех поездов для данного региона.
Официальный веб-сайт индийских железных дорог: http://www.indianrai... и https://www.irctc.co.in
Расписание индийских поездов между основными станциями можно посмотреть по ссылке (ссылки постоянно меняются!) на сайтах http://www.indianrai... и http://enquiry.india... , там же доступен просмотр промежуточных станций.

Классы индийских поездов

Самыми быстрыми и дорогими поездами в Индии являются экспрессы «Шатабди» (Shatabdi Exp.), курсирующие между основными городами страны в течение одного дня. В этих поездах есть только два класса: «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair). «Шатабди» комфортабельны, однако стеклопакеты вагонных окон ухудшают обзор, так что в этом плане экспрессы проигрывают обычным некондиционированным вагонам более медленных поездов, в окнах которых вместо стекол вы увидите решетки.
Экспрессы «Радждхани» (Rajdhani Exp.) обеспечивают сообщение между и столицами штатов и располагают следующими классами:

- «первый кондиционированный» (AC 1st class, 1AC) - это аналог нашего СВ, двухместное купе с закрывающейся дверью, с широкими сиденьями, шкафом, зеркалом и даже умывальником. Стоимость этого класса не сильно отличается от стоимости билета на самолет.
- «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC). «Двухполочный» означает, что в каждом отсеке вагона имеется два яруса полок + боковые места, то есть всего 6 мест, отделенных занавесками. Такой отсек чуть больше, а полки чуть длиннее, чем в «трехполочном» классе.
- «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC) - 8 мест, занавески не положены;
- «второй класс» (2nd class).
Стоимость билета в «двухполочном» и «трехполочном» классах составляет, соответственно, примерно половину и треть стоимости билета в первом классе. Оба класса подходят для длительных путешествий.

Другие экспресс- и почтовые поезда, как правило, располагают классами 2AC, «сидячим» (chair car), «некондиционированным спальным» (non-AC sleeper, захватите собственное постельное белье), и «вторым некондиционированным» (non-AC 2nd class). Стоимость билета в «некондиционированном спальном» вагоне составляет примерно четверть стоимости «двухполочного».

Кондиционированный вагон АС в поезде (не зависимо от его названия) предполагает наличие проводника, постельного белья и одеяла, сравнительную чистоту, отсутствие в вагоне посторонних (или попрошаек) и, естественно, приятную прохладу или настоящий холод, поэтому верхние полки в 3АС, расположенные прямо под кондиционером, брать не рекомендуется.

Преимущество класса АС состоит в том, что за вами закреплено место, которое вы можете использовать в течение всей поездки. В некондиционированных поездах места указываются номинально, кроме того занять свое место полностью вы можете только ночью, в дневное время на нем могут сидеть еще 1-2-3 незваных , купивших билет без места.

Поезда класса пассажирский, следующие на небольшие расстояния, это аналог наших электричек, в зависимости от штата и направления вид поездов колеблется от вагонов с лавками, дверями на рельсах (типа теплушек) и пропеллерами на потолке до купе на 8 человек. В свою очередь такое купе может иметь как деревянные лавки и полки для багажа, так и мягкие сиденья, причем вагоны разного типа могут быть даже в 1 поезде. Места в такие поездах также пронумерованы, но условно, здесь действует принцип «кто успел - тот и сел».

Большим плюсом индийских поездов является наличие туалета (кроме вагонов-теплушек), в вагонах по 2 туалета в начале и к конце. В вагонах класса АС с каждой стороны обычно имеется 1 индийский туалет и 1 европейский.

Персонал крупных железнодорожных станций, как правило, владеет английским. На маленьких станциях по-английски, как правило, говорят старшие сотрудники.

Стоимость ж/д билетов в Индии

Тарифы исчисляются в зависимости от расстояния. Полную информацию о тарифах можно получить на сайте Индийских ж/дорог (см.выше) либо в брошюре «О поездах в двух словах». Как правило, если вы путешествуете на расстояние более 500 км, вы можете сделать в пути одну остановку (не более чем на два дня); в этом случае вам необходимо отметить свой билет у начальника станции (station master) либо у билетного ревизора (ticket collector) на той станции, где вы решите задержаться.
Постельные принадлежности в классе 1AC (и часто в 3AC) предоставляются бесплатно. В некондиционированном первом классе они стоят 20 рупий. В поездах «Шатабди» и «Радждхани» предоставляется бесплатное питание, в других поездах дальнего следования можно заказать дешевое питание.
Билеты можно сдать с возвратом стоимости (не позднее 12 часов после отправления поезда). При возврате билета за 2 часа до отправления нам возвратили 50% его . Возврат денег за утерянный билет не осуществляется.
Есть для пассажиров пожилого возраста (30% для лиц старше 60 лет).

Индийские вокзалы
На крупных вокзалах всегда имеются , иногда даже весьма приличные. В таких рестиках продается фирменная , упакованная специально для ж\д, покупать рекомендуется именно ее. Кроме того, на всех вокзалах на платформах есть ларьки и передвижные киоски с едой, где можно купить кроме тали бананы, печенья и воду.

Основные станции располагают «комнатами отдыха». «Комнаты отдыха железнодорожных станций будут доступны для вас при наличии билета либо Indrail Pass. Качество комнат может варьироваться от очень плохого до неожиданно хорошего и часто зависит от класса вашего вагона (АС или нет). Хороший вариант – в том случае, если вам предстоит посадка на ранний поезд. В то же время комнаты отдыха на главных станциях бывают шумными. Есть как общие спальни (dormitories), так и номера (private rooms)» - «Лонли Плэнет», с.1031.
Achadidi несколько раз пыталась вселиться в такую комнату отдыха, но никогда не было мест.

На всех ж\д станциях есть камеры хранения , которые работают как правило с раннего утра до позднего вечера, не забудьте уточнить время работы на табло у входа в камеру хранения. Стоимость 1 места багажа в сутки составляет около 10-15 рупий в зависимости от срока хранения. Вещи в камеру хранения лучше сдавать в закрытом на замок или упакованном в полиэтиленовый пакет виде, так как в противном случае их сохранность не гарантируется.

На всех вокзалах есть комнаты ожидания , причем на крупных станциях они разные для пассажиров АС и всех остальных. В комнатах ожидания не АС есть пропеллеры, но туалет часто платный, для АС пассажиров есть бесплатный туалет, душ, часто кондиционер и мягкие сиденья, где можно даже поспать.

Покупка ж/д билета в Индии

Покупка билетов на именные экспрессы осуществляется в офисах резервации, на пассажирские поезда в кассах вокзала. Если билет на экспресс может быть куплен на любой день, то на локальный поезд только в день отправления. Все вокзалы в Индии имеют систему бронирования, почти все офисы резервации, крупные города также имеют туристические офисы.
Для билета на экспресс в Индии необходимо заполнить форму, в которой указываются название поезда, его номер и класс, который вам необходим. Для поездки на дальнее расстояние лучше всего купить билет заранее – хотя бы за пару дней до отправления. Если на станции нет специальной кассы для иностранных туристов, вам придется постоять в очереди с местными жителями. Часто встречаются отдельные кассы (и очереди) для мужчин и женщин, например «для женщин, путешествующих в одиночестве»..
Если вам не хочется стоять в очереди, можно обратиться в одно из туристических агентств, которое обеспечит вас билетом за небольшую комиссию. При этом следует опасаться ушлых турагентов, которые могут попытаться продать вам билет на почтовый поезд по цене экспресса. Не оставляйте агенту полную предоплату и тщательно изучайте билет, прежде чем закончить расчет.
В билете четко указаны номера места и вагона. Кроме того, список пассажиров с указанием места может быть вывешен у входа в вагон. Номер вагона зачастую написан мелом рядом со списком.
Если мест на нужный вам поезд нет, можно попросить кассира поставить вас на лист ожидания. Еще один вариант решения – купить билет в нерезервируемый класс и попытаться сделать ап-грейд «в полете». Для этого нужно пройти в вагон хорошего класса и отыскать кондуктора (или TTE, Travelling Ticket Examiner). В случае удачи вам зачтут стоимость уже купленного билета и возьмут с вас разницу и небольшой сбор в размере ок.30 рупий.

Примите также к сведению, что купив билет на поезд, при наличие мест в вагоне лучшего класса, вы можете «вселиться» в него при помощи проводника, доплатив разницу в цене.

Train Passes

Позволяют путешествовать по индийским ж/дорогам без ограничений в период срока своего действия. Стоят дорого и не дают вам никаких привилегий по сравнению с другими пассажирами. Чтобы полностью оправдать покупку, вам придется проезжать по 300 км каждый день. Продаются турагентствами во многих странах, а также во всех крупных городах Индии.
от 5 до 12 лет путешествуют по индийским ж/дорогам за полцены».