Причины крушения ту 154. «Разве что — коллективное помешательство. Из досье "мк"

В министерстве обороны России опровергли появившуюся версию о том, что катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за ошибки второго пилота.


Мгновение: Почему экипаж Ту-154 не вышел на связь?

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка. Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу, — сказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования".

Ранее издание Лайф сообщало о том, что после полной расшифровки чёрных ящиков эксперты назвали . По мнению якобы специалистов Минобороны, Ту-154 потерпел крушение из-за того, что борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа.

По словам источника Лайфа, знакомого с ходом расследования причин катастрофы, человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. "Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", — рассказал изданию источник.

Эксперты считают, что это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Из-за этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Также выяснилось, что ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

сайт сообщала о том, что, согласно одной из версий, самолет Минобороны РФ упал после того, как на пытался совершить маневр вправо. При этом у него была сильно задрана носовая часть.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом по непонятным причинам самолёт шёл с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо, — заявил ТАСС источник в силовых структурах. — В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". По мнению специалистов, причиной такой ситуации могли стать ошибка экипажа и проблема с одним из двигателей.

ФСБ России также установила очевидца падения авиалайнера, по словам которого, экипаж пытался посадить . Свидетель отметил, что положение самолета в воздухе показалось ему странным даже для посадки, поскольку летел с неестественно задранным носом, словно мотоцикл, поставленный на заднее колесо. Через мгновение самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, после чего упал в воду и быстро затонул.

"Странное" снижение, о котором рассказал очевидец, могло быть вызвано рассинхронизацией уборки механизации крыла. По словам эксперта, по время взлета и посадки все части крыльев должны двигаться синхронно, а несинхронный выпуск закрылков, может привести к гибели лайнера, предположили эксперты.

"При неполной загрузке пассажиров, при наличии значительного количества пустых мест, можно загрузить самолет таким образом, и так рассадить пассажиров, что центровка выйдет за пределы допустимой. Это создаст проблемы на взлете и в полете, а, может быть, даже приведет и к сваливанию самолета в штопор.

На этом борту было 90 пассажиров. В Сочи они могли пересесть самостоятельно, ведь проводников-то нет. Пассажиры могли скучковаться на задних креслах, и это создало заднюю центровку, которая при взлете, после отрыва, ведет к задиранию носа, потере скорости и к сваливанию в штопор. Возможно, там была нарушена центровка из-за перемещения пассажиров", — вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский.

"Наши специалисты, которые расследуют летные происшествия, одни из лучших в мире, и те выводы, которые они делают по результатам расследования, являются наиболее точными. Вспомните, например, тот же случай с Донецким самолетом, когда наши специалисты четко сказали, что и как произошло. Правда, мировая общественность отказалась принимать выводы наших экспертов и специалистов.

Было привлечено большое количество специалистов, работают аж три комиссии: в Адлере, и две в Подмосковье. То есть, непосредственно на Чкаловском аэродроме, еще привлечены силы 30-го института. Раньше это был головной институт ВВС, там тоже есть специалисты высокого класса. И, конечно, исследовательские центры, которые у нас в Раменском находятся, Люберецкий центр", — рассказал Pravda. Ru военный эксперт журнала "Арсенал Отечества", специалист в области применения военно-космических сил Алексей Леонков.

«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .

Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.

На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.

На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.

Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.

Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.

Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:

— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.

Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:

— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.

— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.

Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.

Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.

«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.

В 5.27 мск после взлета с аэродрома Сочи, находящегося в городском районе Адлер. Самолет выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим (Латакия, Сирийская Арабская Республика).

Артисты Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова перед российскими солдатами и офицерами. Среди погибших художественный руководитель коллектива народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов, заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников, главный хормейстер Константин Майоров, пять солистов. В общей сложности, ансамбль потерял почти половину творческого состава.

Самолет, следовавший с подмосковного аэродрома Чкаловский в сирийский аэродром Хмеймим, должен был совершить дозаправку в Моздоке. Однако из-за непогоды Ту-154 направили в Сочи. По прибытии в аэропорт Адлер, самолет был взят под охрану сотрудниками Пограничной службы ФСБ России и военнослужащими Минобороны России.

Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, который стал свидетелем крушения Ту-154, рассказал, что перед катастрофой с "неестественно задранным вверх носом". Пограничник находился на катере в Черном море. По его словам, самолет, вместо того чтобы набирать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собираясь сесть, и в следующее мгновение задел поверхность воды хвостом, который при ударе отвалился.

Максимальная высота, на которую поднялся самолет, составила около 250 метров, а скорость — в пределах 360-370 километров в час.

Для ликвидации последствий авиационной катастрофы была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Южного регионального центра и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Во взаимодействии с соответствующими структурами Минобороны России, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава России, МВД России, Следственного комитета России и органов государственной власти Краснодарского края было организовано проведение поисково-спасательных работ. Они выполнялись силами общей численностью около 3,6 тысячи человек, применялось более 500 единиц техники, 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов. Поисковые работы проводились с применением современных подводных робототехнических комплексов . Оказывалась психологическая поддержка и медицинская помощь семьям погибших.

26 декабря 2016 года был объявлен днем траура в Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи.

В районе проведения поисковой операции на удалении 1700 метров от береговой линии по оси взлета воздушного судна водолазами на дне Черного моря . Акустическими средствами в данном месте был определен радиус их разброса, который составлял около 500 метров.

Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета.

Полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 .

Более половины жертв крушения самолета Ту-154 над Черным морем в Подмосковье. После завершения похорон на захоронения погибших был установлен памятный камень.

По факту крушения Ту-154 военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин . По его поручению уголовное дело для дальнейшего расследования .

Вопросами, связанными с установлением причин катастрофы, . В ее состав , кроме военных, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".

К расследованию катастрофы также специалисты и лабораторно-исследовательская база научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета.

В начале расследования авиационного происшествия комиссией было принято более 15 версий данного происшествия. ФСБ называла основными версиями: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного корабля, . Бортовые самописцы, поднятые из воды, позволили сократить число версий случившегося вдвое.

По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.

Трагедия в небе над черноморским побережьем произошла на фоне победных сообщений из Алеппо, сдачи Пальмиры, подвижек вперед и кровавых отступлений. Красивая идея «очистить музыкой» пространство, зараженное злом, разбилась в буквальном смысле. Страшно и горько.

Это черное воскресенье, 25 декабря 2016 года, стало проверкой на окончательное расчеловечивание – или на человеческую сохранность. Советник украинского президента предлагает принести к воротам посольства РФ пузырьки с «Боярышником». Белоруссия объявляет траур. Отечественные (!) журналисты сокрушаются о том, что мало погибло представителей СМИ и заявляют, что не о чем горевать. В Донецке предлагают назвать именем Елизаветы Глинки улицу, в Белграде – сквер, в Грозном – детскую клиническую больницу.

В Сирию летел самолет с поистине драгоценным грузом. С талантливыми, уникальными, неповторимыми людьми. «Соболезнования всем. Невосполнимая утрата, потому что они были незаменимые» , – с этими словами официального спикера МИД Марии Захаровой сложно не согласиться. Но может быть, этих, незаменимых, следовало бы особенно поберечь? Хотя – можно сказать: кто же знал…

Отказ техники или человеческий фактор?

Могли ли стать причиной плохие погодные условия? Маловероятно. Борт, наоборот, изменил направление – вместо военного аэродрома в Моздоке, где стоял сильный туман, направившись в Адлер, где небо было ясным. Метеосводка на момент вылета – ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Человеческий фактор? Ошибка пилотирования? Но самолет вел двойной экипаж опытных пилотов, с налетом в сотни часов при разных метеоусловиях, прошедших подготовку к работе в чрезвычайных ситуациях – с «Чкаловского» часто летает руководство МО. Самолетом управлял летчик первого класса Роман Волков – высококлассный авиатор, налетавший 3000 часов. В разговорах с диспетчерами пилоты, согласно всем сообщениям, не выказывали никакого беспокойства. Среагировать на внештатную ситуацию (совершить аварийную посадку или хотя бы подать сигнал на землю) не успели, это правда. Эксперты предполагают, что могла иметь место трагическая цепочка случайностей: к примеру, отказ оборудования на взлете.

Выдвигаются также предположения о перегрузе горючего (брали с запасом «на Сирию»), о попадании в двигатель птицы – неподалеку от аэропорта расположен орнитологический парк. Но вряд ли птицы сумели вывести из строя все три двигателя. Ту – надежная машина, и известны случаи, когда подобные самолеты совершали посадку даже при отказе всех трех двигателей. И даже попадание в птичью стаю не объясняет мгновенный обрыв связи и уход с радаров. А система управления Ту-154 имеет четырехкратное резервирование.

Куда ни кинь, всюду клин

Если допустить, что гибель Ту-154 стала следствием террористического акта (через неделю после убийства посла в Турции, на фоне финальных «выступлений» администрации Барака Обамы и слухов о якобы объявленном Джорджем Соросом «дне Ч » – 25-м декабря, когда «все начнется»), то сама идея отправки российского военного контингента в Сирию становится бессмысленной. Ведь планировали перекрыть «бородатым» кислород там, на востоке – чтобы их не было здесь.

По интернету уже гуляет видео неясного происхождения: камера наблюдения, установленная якобы на одном из сочинских пляжей, зафиксировала в ночном небе яркую вспышку света. Предположительно, она произошла именно в те мгновения, когда борт RA-85572 потерял связь с землей.

Представители оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС заявляют, что между тем, как самолет пропал с экранов радаров и моментом записи прошло примерно полчаса. К Ту-154 это видео «не имеет никакого отношения», а говорить о нештатной ситуации на борту преждевременно...

Слишком похоже на Египет

О том, что Ту-154 вместо Моздока направится в сторону Сочи, знать никто не мог, значит, не мог и вовремя устроиться в укромном месте с ПЗРК, убеждают одни комментаторы. Самая удобная диспозиция: выстрелить с моторной лодки «вдогонку», считают другие. Эта внеплановая посадка в Адлере имеет значение и в другом отношении: если на борту Ту-154 в самом деле находилось взрывное устройство, и в самом деле был выставлен таймер, приводящий его в действие, можно просчитать, где «по плану» должен был взорваться самолет. И кому это было бы выгодно. Полеты в Сирию осуществляются над Каспием, с облетом Турции – через воздушное пространство Ирана и Ирак.

Внезапное прекращение связи с землей (до этого пилоты были совершенно спокойны и не упоминали ни о каких полетных сложностях), а также разброс обломков в радиусе 15 километров, – основные аргументы в пользу версии о теракте. И еще – тревожное сходство с авиакатастрофой, случившейся осенью 2015-го над Синаем . Тогда, как выяснило следствие, взрывное устройство заранее заложили в багажном отсеке. После египетской катастрофы версию о террористическом акте не озвучивали очень долго. Сейчас – так же?

Неназванный офицер, который несет службу на «Чкаловском», поделился со СМИ: на самом деле груз военных самолетов выборочно проверяют бортинженеры, тщательного досмотра не ведется. Спецпочту не досматривают совсем. Кроме того, военнослужащий не исключает, что подложить могли что-то в лекарства, которые везла Доктор Лиза: «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения» .

Официально в силовых кругах на данный момент версию теракта отрицают. И это понятно. Если все-таки версия о теракте подтвердится, это буквально взорвет репутацию Минобороны. Пронести что-либо на «Чкаловский», охраняемый объект военного назначения, утверждают силовики, было невозможно. Всех пассажиров и их багаж тщательно проверяли. Дозаправка – внеплановая, намеренно «встречать» самолет там никто не мог. Питание на борт не подавали. Посторонних не подпускали – к военному самолету вообще имели право приближаться только люди с соответствующей формой допуска. В Адлере самолет находился под охраной, на борт поднялись два пограничника и таможенник, наружу выходил только штурман; посторонние лица к дозаправке не привлекались – только штатный персонал.

В сети высказываются предположения, мол несмотря на все контраргументы вариант теракта, вероятно, станет самым ходовым в ближайшее время. И реальное состояние дел здесь не будет иметь значение - это будет единственная версия, которая позволит хоть на сколько то снять ответственность. Как можно предотвратить выстрел ПЗРК с надувной лодки?

По поводу радиуса разлета обломков у главы Минтранса Максима Соколова ответ простой: «Течение большое» . Гидроудар при столкновении с водной поверхностью, дополняют другие комментаторы. Такой силы, что тела погибших разорвало на части...

А может быть, Ту устарел?

Упавший в Черное море самолет Ту-154Б-2 выпущен был 33 года назад. Специалисты утверждают, что при должном обращении для самолета такого класса это не срок. В декабре 2014-го лайнер прошел капремонт на родном заводе в Самаре, в сентябре текущего года – плановое обслуживание. Запас летного и календарного ресурса имел достаточный. Аналогичные машины в гражданской авиации действительно уже идут на списание, но военные самолеты эксплуатируются гораздо реже – потому и служат дольше.

Очевидно, что сейчас говорить о причинах катастрофы бессмысленно: необходимо дождаться осмотра обломков самолета, фрагментов поражающих элементов (если они будут обнаружены), результатов судебно-медицинской экспертизы, расшифровки данных из «черных ящиков» (которые также еще нужно найти). С последним серьезная проблема: как выяснилось, самописцы не были оборудованы акустическими маяками. Для их обнаружения понадобится «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения» и месяцы работы… «с неявным результатом».

Пока что, параллельно с поисковыми работами, на военном аэродроме Чкаловский работает группа следователей. Идет изъятие техдокументации, образцов топлива, опрос свидетелей – всех, кто имел отношение к подготовке вылета Ту-154, проверка воинских частей, с которых ранее отправлялись грузы этим бортом. Известно, что помимо личных вещей 84 пассажиров на борту находилось военное оборудование и спецпочта.

По данным «Интерфакса» этим же самолетом в Сирию должны были лететь Иосиф Кобзон и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Певец вынужден был отказаться от выступления перед военными, т.к. отправляется на лечение, омбудсмену пришлось отправиться в командировку в Крым.

Не прерываясь ни на час

Поисковая операция ведется круглосуточно. Спасатели и водолазы Государственного центрального аэромобильного отряда «Центроспас» и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», которых направило в Краснодарский край МЧС, не прекращают работу вторые сутки. Ил-76 доставил в район поисковой операции специалистов, имеющих опыт работ на больших глубинах – со специализированным водолазным снаряжением, оборудованием для проведения глубоководных работ, передвижными барокамерами и подводными управляемыми аппаратами «Фалькон». Кроме того, в Адлер прибыла оперативная группа ЦА МЧС России и силы Центроспас: 45 человек и 3 единицы техники. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлечена группировка общей численностью личного состава более 3 тысяч человек, 200 единиц техники, 30 морских судов, 7 самолетов, 12 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов.

В готовности находятся 7 вертолетов авиации ЮРЦ МЧС России. После того, как будут обнаружены крупные конструкции лайнера, которые, как полагают поисковики, находятся на глубине, их обследуют 48 водолазов.


За день поисковики успели обследовать более 10 километров береговой зоны; с воздуха проверены секторы поиска площадью 240 кв. км; катерами ЮРПСО и ГИМС обследовано 100 кв. км. Уже подняты на поверхность 5 иллюминаторов, фрагмент обшивки, кислородные баллоны, детали сидений, колесо от шасси и запасной трап. Найденные тела и фрагменты тел доставляются на берег и передаются представителям Минобороны. Увы, выживших нет.

Видео МЧС России

Со всем пониманием относясь к большой миссии, которую взяли на себя и музыканты хора Александрова, и Доктор Лиза, и все, кто был на борту летевшего в Латакию Ту-154, может быть, стоит задаться вопросом о необходимости смешивать пиар и войну. Если не клеится с яркими мероприятиями – вспомним недавнюю сдачу Пальмиры, особенно болезненную после праздничного концерта Валерия Гергиева, и поход авианосца "Адмирал Кузнецов", не столько удивившего всех черным дымом, сколько тем, сколько ценных самолетов он уронил в Средиземное море. Вряд ли можно отрицать, что оркестр летел не только для поднятия духа наших военных, но и ради того, чтобы "под камеры", летевшие тем же бортом, прославить победы нашей армии на родине.

Можно ли избежать гибели гражданских и военных россиян, чье число уже перевалило за десяток, без прекращения нашего участия в Сирии? Война всегда за собой тянет гибель гражданских и военных даже вне линии фронта. Для смерти военнослужащих есть даже такое страшное понятие, как небоевые потери. В лучших армиях мира служащие взрывают себя в военных лагерях и умирают от болезней в период передислокаций. Так и в этом случае – вне зависимости от причин падения самолета, смерть выдающихся пассажиров произошла по причине нашего участия в войне. И если мы спасли Сирию от развала и зарождения нового очага хаоса на Ближнем Востоке , то сейчас самое время выйти оттуда или заморозить свое участие и не вляпаться во второй Афаган.

26 декабря в России объявлено днем национального траура. Редакция «Нашей версии» выражает соболезнования родным и близким всех, кто погиб в авиакатастрофе Ту-154. Светлая память.

25 декабря в 5.20 утра Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны после дозаправки в Сочи вылетел в Латакию и уже через несколько минут пропал с радаров. На борту самолета находились 92 человека: 8 членов экипажа, артисты и сотрудники академического ансамбля песни и пляски имени Александрова, включая художественного руководителя коллектива Валерия Халилова, 9 российских журналистов – съемочные группы Первого телеканала, НТВ и «Звезды», а также сопровождающие лица, в том числе известная благотворительница, председатель фонда «Справедливая помощь» доктор Елизавета Глинка, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и другие сотрудники министерства. Артисты должны были дать предновогодний концерт для военных с авиабазы «Хмеймим», Доктор Лиза сопровождала партию лекарств и гуманитарной помощи для больницы в Латакии.

По данным на утро 26 декабря, из воды поднято 12 тел погибших. Поисковая операция в районе авиакатастрофы продолжается.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.